конструкция, предназначенная для перевозки детей в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами (устройствами).

Требования к детским удерживающим системам (устройствам) установлены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

Детская удерживающая система: безопасность начинается с малого

Когда мы говорим о безопасности на дороге, чаще всего думаем о ремнях, подушках безопасности и тормозах. Но есть особая категория пассажиров, для которых защита должна быть особенно продуманной — это дети. Именно поэтому в ПДД существует отдельное понятие: детская удерживающая система (устройство).

Определение

Детская удерживающая система (устройство) — это конструкция, предназначенная для перевозки детей в транспортном средстве с целью снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью.

При этом важно понимать: лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не считаются детскими удерживающими устройствами.

Что это за устройство?

Детская удерживающая система — это не просто кресло, а цельная конструкция, разработанная и испытанная для защиты ребёнка при движении и, особенно, при ДТП. Она должна удерживать тело ребёнка в безопасном положении, ограничивая перемещение при резком торможении или ударе, и при этом не наносить вреда сама по себе. Типичный пример — детское автокресло или бустер, оснащённые ремнями и специальной формой корпуса.

Почему обычные приспособления не подходят

Иногда родители думают, что можно просто пристегнуть ребёнка «взрослым» ремнём, немного укоротив его адаптером или подложив подушку. Но такие решения опасны. Лямки, накладки, фиксаторы и прочие «самодельные» приспособления не прошли сертификацию, не удерживают ребёнка при ударе и не соответствуют требованиям ТР ТС 018/2011. При столкновении взрослый ремень может пройти по шее ребёнка, а не по груди, и причинить тяжёлые травмы. Настоящее удерживающее устройство рассчитано на анатомию и вес ребёнка, и распределяет нагрузку правильно.

Кто и как регулирует требования

Все детские удерживающие системы, которые можно использовать в России, должны иметь сертификат соответствия техническому регламенту ТР ТС 018/2011. Этот документ подтверждает, что кресло прошло испытания на прочность, устойчивость и эффективность при авариях. Проще говоря: если на кресле есть знак EAC (или ECE R44/R129), оно разрешено и безопасно, если такого знака нет — оно не гарантирует защиту и не соответствует правилам.

Как работает удерживающее устройство

Когда ребёнок пристёгнут правильно:

  • его тело фиксируется в кресле,
  • ремни не давят на шею и живот,
  • нагрузка при торможении распределяется по самым прочным частям тела (плечи, грудная клетка),
  • риск травмы снижается в несколько раз.

Это особенно важно, ведь даже при небольшой скорости резкое торможение превращает тело весом 20 кг в нагрузку в сотни килограммов. Ни руки, ни подушка, ни ремень без кресла не смогут удержать ребёнка безопасно.

Заключение

Главная задача водителя — не просто перевезти ребёнка, а защитить его. Ни одна поездка не стоит риска даже небольшой травмы.

Важно помнить:

  • Настоящее удерживающее устройство — это не аксессуар, а средство безопасности, такое же обязательное, как ремень или тормоза.
  • «Домашние приспособления» вроде подушек или ремней с клипсами — опасны и незаконны.
  • Даже короткая поездка без кресла — повышенный риск.